Заказать звонок

Прогулка по Карловым Варам( путеводитель)

 

Карловы Вары

Город Карловы Вары является самым крупным городом-курортом Чешской Республики. За годы его существования здесь лечилось свыше шести миллионов пациентов из всего мира. Альфой и омегой города является курортное дело. В Карловых Варах обнаружено более чем шестьдесят горячих источников, причём двенадцать из них используются в лечебных целях. Температура некоторых источников колеблется между 34° и 73°. Вода источников применяется для питья, ванн и других специальных процедур. Карловарская система лечения применяется именно для болезней пищеварительного тракта и нарушений обмена веществ. Ежегодно курорт посещает около 85 000 гостей из семидесяти стран мира и около двух миллионов посетителей пребывает здесь кратковременно.

Карловы Вары находятся на месте слияния рек Тепла и Охрже на высоте400 метровнад уровнем моря и окружены Крушными горами, Славковским лесом и Доуповскими горами. Курортный город окружен лесами, которые покрывают 36% его территории. В лесах находится130 километровдорог привлекающих к прогулкам. В 1991 году в Карловых Варах проживало 60 000 постоянных жителей. Со времени основания Карловых Вар чешским королем и римским императором Карлом IV в половине 14 века прошло больше чем 600 лет. Основание Карловых Вар и дальнейшее развитие города всегда было связанно с целебными воздействиями горячих минеральных источников. Кроме выдающейся курортной традиции Карловы Вары прославились также своей культурной традицией, которая связана прежде всего с посещаемостью источников.

Старинная история курорта – это хроника подъема и падения. Город несколько раз постигли стихийные бедствия: в 1604 и 1759 годах пожары, а в 1582, 1821 и 1890 годах -наводнения. Однако благодаря развитию курортного лечения город снова вырос до новой красоты. На сегодняшний образ Карловых Вар больше всего повлияло строительство конца 19 века, а именно историзм и поступающий стиль модерн. С тех времен сохранился ряд выдающихся объектов, например городской театр, Мельничная колоннада, несколько наблюдательных вышек. Санаторий I (Лазне I), здание сберегательной кассы, почтамт, благоустроенные гостиницы и курортные дома. Современную архитектуру (после 1945 года) в Карловых Варах не очень удачно представляет санаторий “Термал” и Вржиделни колоннада.

Современный город Карловы Вары соединяет в себе редкое сочетание прошлого, современного и приветствие будущего. Здесь как будто медленнее течет время, достойнее и торжественнее. В Карловых Варах люди испытывают ощущение ежедневного праздника. Это чувство наверное усиливает типичная карловарская мозаика: очаровательная архитектура, колоннады с курортными гостями и пестрой смесью иностранных языков, бесконечный ритмический пульс Вржидла. журчание источников и их горячее дыхание, сладкий запах карловарских вафель, музыка курортного оркестра и вездесущий дух этого места.

А пока мы поднялись на террасы над термальным бассейном санатория “Термал”. Давайте немного отдохнем и будем наслаждаться чудесным видом на город, расположенный глубоко под нами. В долине направо простираются сады им. Антонина Дворжака со статуей композитора, который много раз посетил Карловы Вары.

Прелестным украшением садов является колоннада Садового источника с 1881 года. Большое симметрично решенное здание Военного лечебно-курортного заведения было построено в 1855 году. Интересно, что оно служит только для лечения военных с момента своего основания до наших дней. На подвальном этаже этого здания вытекает Садовый источник, в честь которого названа колоннада. Автором проекта Военного лечебно-курортного заведения является архитектор Хагенауер, придворный строитель графов Бугоев. Следующий Санаторий III (Лазне III), Мельничная колоннада, налево башни церкви Марии Магдалины. На вершине на заднем плане возвышается санаторий “Империал”. Архитектура санатория, построенного в 1910-1912 гг. французским инженером Эбраром, напоминает возвышающийся над городом замок. Целью архитектора было построить международную гостиницу для богатых клиентов. После 1945 года гостиница была дана в распоряжение пациентам из бывшего Советского Союза. Только после ноября 1989 года санаторий опять ориентируется на международную клиентуру. Здесь имеются все необходимые предпосылки: более чем 300 комфортабельных номеров, современное балнеологическое оборудование и бассейн. Горизонт за санаторием “Империал” закрыт поросшими лесом вершинами. За ними на плоскогорье скрывается карловарский аэропорт – открытие которого состоялось в 1929 году.

Налево от нас открывается вид на гору Трех крестов (У тржи кржиже) с тремя большими деревянными крестами – памятниками периода рекатолизации Карловых Вар после 1620 года. Согласно романтической легенде кресты были воздвигнуты в память о трех братьях убитых на горе.

Недавно рядом со старинными крестами был построен телевизионный передатчик-ретранслятор – символ нового времени. Всего в нескольких десятках метрах от термального бассейна на склоне трехкрестного холма находится кладбищенский Андреевский (Ондржей-ский) костел, построенный в 1500 году. Свой современный облик костел приобрел в 1841 году. Составной частью церковного объекта является бывшее кладбище – так называемый Парк Моцарта с редкими надгробными памятниками и пластиками. На кладбище похоронены выдающиеся карловарские врачи – доктор Давид Бехер и Жан де Каро, а также знаменитый немецкий архитектор Фридрих Гиллы. В ближайшее время на кладбище будут возвращены останки сына Вольфганга Амадеа Моцарта, которые были в пятидесятые годы перенесены вместе с надгробием на центральное кладбище в Драговице.

Давайте еще раз посмотрим на сады им. Дворжака. Направо к лесистому горизонту на высоком холму возвышается крупная вышка обозрения “Диана”. Построение в 1913-1914 гг. связано с открытием фуникулера от гранд-отеля Пупп на Высоту Дружбы в 1912 году. “Диана” – одна из пяти вышек окружающих Карловы Вары и предоставляющих возможность прекрасных видов на известный курорт. На склоне над Военным лечебно-курортным заведением расположены гордые особняки городского района называемого Вест-энд. Среди них особо выделяется вилла “Бристол”, которая своими угловыми башнями напоминает замок. Над “Бристолом” в лесу находится кафе “Олений прыжок” (Еленискок) – излюбленное место прогулок, недалеко от которого находится символ Карловых Вар -скала со статуей серны. Доминантой и выдающейся достопримечательностью Вест-енда является православная церковь Петра и Павла, которая была построена в 1897 году. Церковь является верной копией классических византийских построек. Была построена по проекту академика Ухтомского архитектором Густавом Видерманом из города Франтишковы Лазне. Прежде чем покинуть террасы бассейна “Термал”, можно посетить кафе, из окон которого открывается красивый вид на весь город. При входе в кафе установлены керамические пластики “Хвала источникам” – автором которых является карловарский скульптор Властимил Кветенский. Пластики были созданы в 1976 году. Добавим, что плавательный бассейн круглогодично использует оригинальную карловарскую термальную воду доставляемую сюда прямо из Вржиделни колоннады.

А теперь предлагаем вам спуститься от бассейна по крутой дорожке в долину к Мельничной колоннаде. Мы находимся у подножия скального мыса, прямо напротив здания, в котором тридцать лет (с 1958 по 1992 гг.) находился Научно-исследовательский институт бальнеологии. В настоящее время готовится реконструкция дома. Со стороны фасада на доме установлена мемориальная доска И. П. Павлову, который посетил Карловы Вары в 1927 году. У соседнего здания Районной библиотеки установлена лучшая карловарская скульптура в стиле барокко – статуя Карла IV с 1739 года. На пьедестале статуи из песчаника изображена легенда об открытии карловарских источников императором Карлом IV во время охоты на оленя. От библиотеки мы пойдем по улице Карла IV. За несколько десятков метров находится новая гостиница и ресторан “Патрия”. Настоящий вид гостиница приобрела в 1992 году. Раньше на этом месте находилась гостиница “Парадис”.

Перейдем речку Тепла по мосту и дойдем к Военному лечебно-курортному заведению, о котором мы уже говорили, а также к зданию Санатория III, который является с Военно-лечебным заведением самым старинным курортным домом в Карловых Варах. Величественное здание, построено в стиле английской неоготики, было торжественно открыто 1 мая1866 г. по проектам архитекторов Реннера, Лабицкого и Гайна. Помимо лечения в Санатории III проводятся также различного рода культурные мероприятия. На втором этаже находится концертный зал. Здесь 24 апреля 1938 года вождь судето-немецкой партии Конрад Генлейн изложил восемь “Карловарских требований”, которые стали вступлением к драме закончившейся Мюнхенским соглашением. Сегодня в концертном зале им. Антонина Дворжака ежегодно проводятся знаменательные музыкальные и общественные мероприятия. Напомним, что при заложении первого камня здания Санаторий III, был открыт обильный минеральный источник. Источник Свободы в настоящее время находится рядом со зданием. Вплоть до 1872 года его вода применялась только для ванн. В1897 г. над источником была построена деревянная беседка. До1918 г. источник называли именем императора Франтишека Йосефа. Напротив Санатория III на правом берегу реки Тепла выделяется про тяженный фасад гостиницы “Отава”. Раньше она называлась русской гостиницей, немного позже – “Ханика”. О пребывании в гостинице в1845 г. Н. В. Гоголя напоминает мраморная доска. Гостиницы “Отава” и “Патрия” будут в близком будущем соединены в гостиницу “Колоннада”.

А теперь мы приходим к самой большой карловарской колоннаде – Мельничной. Великолепная колоннадная постройка является одним из традиционных символов Карловых Вар. Колоннада была построена в 1871-1881 гг. по проекту выдающегося чешского архитектора Йосефа Зитека – автора Национального театра в Праге. Постройка в свое время подверглась большой критике – ее приравнивали к дорожке для кегель или к грядке спаржи. Из-за недостатка денежных средств Зитек приступил к строительству упросченной колоннады (изначально постройка была задумана на три этажа). Строительные работы продолжались медленно и расходы росли. Долгие годы жители города не могли привыкнуть к удивительной новостройке, которая на их взгляд испортила центр города. На примере этого сооружения видно насколько противоречивы бывают эстетические и художественные взгляды. В1893 г. была колоннада протянута за Скальный источник. Открытый трехнефный зал длиной132 ми шириной13 м. Говорят, что колоннада состоит из 124 столбов. Если у вас есть время, то попробуйте эту информацию опровергнуть или подтвердить! Терраса на крыше завершается перилами на аттике, украшенными аллегорическими статуями, которые изображают 12 месяцев года. Статуи созданы скульпторами Вильфертом и Шрайбером. Внутри колоннады расположено большинство минеральных источников: Скальный, Млинский (Мельничный), Либушин, Князя Вацлава и Русалкин. Открытый зал образует нишу для оркестра. В1982 г. была проведена реконструкция колоннады. Уже более ста лет пациентам рекомендуется именно Млинский источник. Свое название он получил по бывшей городской мельнице, которая стояла недалеко от него.

Мельничный источник вытекает в полукруглом холле, на стене которого находится мраморная доска на латинском языке “Ода на карловарские минеральные источники”. Стихи написал около 1500 года гуманист Бохуслав Гасиштейнски из Лобковиц, частый гость и поклонник Карловых Вар. Над источником находится металлическая плита с переводом стихов Гасиштейнского из Лобковиц на чешский язык, автором которого является Ярослав Врхлицки. Пространство перед колоннадой возникло в1949 г. благодаря мосту через речку Тепла. Напротив колоннады мы видим типичную карловарскую архитектуру на переломе 19 и 20 веков. Фасады домов богато украшены штукатуркой (дома “Глория”. “Астория” и др.). Исключением из правила является только универмаг фирмы Батя. Недалеко расположен ресторан “Петр”, который выделяется своей характерной крушногорской архитектурой первой половины 19 века. Фасадом стиля модерн и мозаикой изображающей курорт привлекает дом “Пастер”. Когда мы подходили к Мельничной колоннаде, вы наверное заметили на правой стороне крупную гранитную скалу, т. н. скалу Бернара. Свое название она получила от статуи св. Бернара находящейся на склоне холма, созданной в1706 г. В непосредственной близости от статуи возвышается т. н. кембриджский столб, установленный здесь в1834 г. в память о частых посетителях Карловых Вар – герцога и герцогини Кембриджских.

Покинем Мельничную колоннаду и пройдём но Курортной улице к Вржидельни колоннаде. За несколько метров от этого места расположен дом “У золотого ключа”, в котором находится музей. На первом этаже здания находятся выставочные залы, в которых Карловарский музей организует выставки, на втором этаже можно посетить выставку “Мир колоннад” представляющую Карловы Вары в эпохах историзма и модерн. Центром экспозиции является редкая коллекция жанровых картин с видами Карловых Вар венского художника Вильгелма Гауса. Картины изображают город на протяжении периода 1894-1896 годов. Дом “У золотого ключа” связан с пребыванием двух выдающихся личностей – Карла Маркса и Зикмунда Фрейда. Карл Маркс приходил сюда за своим врачом Леопольдом Флеклесом во время пребывания на курорте в 1874, 1875 и 1876 гг. Зикмунд Фрейд пребывал в доме при лечении в1912 г. В1960 г. в доме “У золотого ключа” был открыт музей Карла Маркса напоминающий о посещении выдающегося философа. После революции1989 гмузей был закрыт. В настоящее время в нем находится экспозиция “Мир колоннад”. Выдающемуся психоаналитику 3. Фрейду будет на доме в ближайшее время открыта мемориальная доска. На правой стороне Курортной улицы вблизи Рыночной колоннады в направлении нашего маршрута находятся магазины. На левой стороне над входом дома №11 обратите внимание на бюст карловарского балнеолога доктора Милана Миксы, который в этом доме жил и принимал больных. В доме у Миксы встречались представители чешской науки и искусства. Дружеские отношения с Миксой поддерживал и носитель Нобелевской премии И. П. Павлов.

На этом месте курортная улица переходит в Рынок, в прошлом представляющий собой средневековый центр города. Вплоть до начала 17 века здесь стояли т. н. Госпитальные ворота, которые получили свое название благодаря госпиталю св. Духа с1531 г. Недалеко отсюда, по левой стороне, находится известный дом “Черный орел”, который единственный на Рынке сохранил свой прежний облик 1705 года – года своего основания. По этому дому можно представить себе архитектуру города 300 летней давности. Рядом находится дом “Завойски” – самое чистое проявление архитектуры стиля модерн в Карловых Варах. Четырехэтажный жилой дом был построен в1900 г. венским архитектором Карлом Гайбеком. Первый этаж здания был не очень удачно преобразован в1924 г. Освальдом Поливкой. В интерьере дома сохранились многочисленные оригинальные детали. Дом отличается оригинальным единством стиля вплоть до самых мелких деталей. Домовладельцем был портной Феликс Завойски, позже им стал пражский Промышленный банк. После долгих десятилетий снова с 1990 года здание принадлежит Промышленному банку, который открыл здесь свой филиал. Напротив дома “Завойски” находится необычный объект – Рыночная колоннада, которая была построена в 1883 году, как провизорий на 10 лет.

Колоннада стоит уже более ста лет и стала неотделимой составной частью города. Несколько лет назад реконструирована. Колоннада простирается над Рыночным источником и источником императора Карла IV. Можно восхищаться размерным рельефом из металла изображающим легендарное открытие карловарских источников – работой архитектора А. Целклера.

Над Рыночной колоннадой на гранитной скале возвышается т. н. Замковая башня, сохранившаяся от некогда стоявшего здесь небольшого средневекового замка Карла IV, построенного около половины 14 века. При пожаре города1604 г. замок сгорел и от него осталась только башня, которая была снова воздвигнута ив 18 веке преобразована под стиль барокко. В прошлом с галереи башни звучали приветственные фанфары в честь знатных курортных гостей. В наши дни фанфары раздаются только при торжественных случаях. В башне можно посидеть в стилевом ресторане. Под Замковой башней расположена Замковая колоннада, отличающаяся деталями в стиле классицизма и модерн. Колоннада была создана венским архитектором Фридрихом Оманном в 1911-1913 гг. Круглая площадка у Нижнего замкового источника открыта сверху. Струя источника бьет на фоне впечатляющей пластики, символизирующей покровителя источников. Пластика в стиле модерн высечена из камня венским скульптором Вацлавом Гейдой в1913 г. Согласно легенде – человек, который тронет нос покровителя источников, опять вернется в Карловы Вары или исполнится его заветное желание. Под рельефом вытекает Нижний замковый источник. Верхний замковый источник вытекает выше на Замковой вершине в прелестном круговом павильоне построенном в стиле классицизма.

Вокруг Замкового источника поднимемся на Замковую вершину и придем к англиканскому костелу св. Луки (Лукаша) законченному в1877 г., немного далее увидим православный собор св. Петра и Павла (см. прогулку №2).

Однако давайте остановимся в долине реки Тепла и посетим знаменитый горячий источник Вржидло. Прежде чем войти в просторную Вржиделни колоннаду предлагаем вам остановиться у двух достопримечательностей в конце Рынка. На перекрестке созданном Рынком и улицей Замковая вершина находится выразительная скульптурная группа в стиле барокко1716 г. Иногда ее называют чумным столбом, т. к. памятник выражает благодарность жителей города за спасение их от свирепствовавшей по всей Чехии в 1713 году чумы.

Памятник создан жлутицким архитектором Йозефом Освальдом Вендой. На углах памятника установлены фигуры святых Войтеха, Августина, Флориана и ангелов. В центральной части скульптурной композиции – небесный трон бога Отца и Сына, возлагающих корону на голову Девы Марии. В самом конце Рынка, примерно20 метровот столба на правой стороне находится знаменитый дом “У трех мавров”.

Поэт И. В. Гете полюбил Карловы Вары и тринадцать раз лечился здесь. Чаще всего. девять раз. он останавливался в доме “У трех мавров”, который принадлежал известной семье производителей олова Гейлингеттеров. Вплоть до1910 г. дом сохранял свой прежний облик второй половины 18 века с богатыми украшениями фасада в стиле барокко. В1910 г. дом приобрел теперешний вид благодаря архитектору Фридриху Оманну. Мемориальная доска и надпись на оригинальной двери о том. что этой дверью проходил Гете, напоминает всем о посещении курорта одним из самых знаменитых карловарских гостей.

Давайте войдем в Вржиделни колоннаду и посмотрим самый знаменитый карловарский источник.

Вржидло, которое, согласно легенде, открыл Карл IV во время охоты на оленя. Вржидло всегда пользовалось популярностью среди курортных гостей. Его благотворное воздействие воспевали еще ренессансные поэты 16 века. С самого начала применения этого источника Вржидло закрывали крышками, позднее – благоустроенными павильонами и колоннадами. Сегодняшняя, не очень удачная постройка была создана в 1971-1975 гг. по проекту архитектора Ярослава Отрубы. Новая постройка заменила временную деревянную колоннаду с1939 г., когда была разобрана чугунная колоннада с1879 г. Температура Вржидла – 72 градуса по Цельсию. Источник вытекает из глубины около двух тысяч метров и его интенсивность достигает двух тысяч литров в минуту.

В холле колоннады можно одолжить курортный стакан и попробовать воду из различных источников. После окончания осмотра колоннады и дегустации минеральной воды перейдем улицу и по лестнице поднимемся к самому ценному архитектурному памятнику города – храму Марии Магдалины. Храм был воздвигнут в 1732-1736 годах по проекту выдающегося представителя чешской архитектуры эпохи барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Алтарная картина написанна художником Элиашем Доллгопфом из Горного Славкова. Под церковью находятся просторные крипты. Во время большого пожара города в1759 г. собор очень пострадал – полностью сгорели две башни. Оригинальные луковицы купола церкви были заменены простыми двускатными крышами и были восстановлены только в1861 г. На месте этой церкви еще в средневековье сто яла церковь (первое упоминание о ней относится к1485 г.). Многие столетия управление церковью осуществлял орден монахов Святого Креста.

После осмотра церкви спустимся по Церковной улице вокруг современного санатория “Тоска” к углообразному объекту Чешской сберкассы. Пройдем мимо дома “Термия”, в котором при своем первом пребывании на курорте жил композитор Антонин Дворжак; о нем напоминает мраморный рельеф от1951 г.

Великолепный объект сберкассы вместе с домом “Завойски” является самой красивой постройкой в стиле модерн в Карловых Варах. Здание сберкассы было построено в 1904-1906 гг. по проекту городского инженера Отто Стайнла. Архитектор умер в возрасте 32 лет не дождавшись окончания своего труда.

Прежде чем перейти на другой берег реки Тепла – на Старый Луг – посмотрим издали на два знаменитых объекта на Театральной площади, на которой мы сейчас находимся. Недалеко от сберкассы видна гостиница “Централ” с мемориальной доской русскому писателю А. Н. Толстому, который лечился в Карловых Варах в1936 г. Это интересное здание было построено в половине двадцатых годов. Его фасад украшают некоторые кубистские орнаменты.

Доминантой Театральной площади является театр им. Витезслава Незвала, который был построен в 1884-1886 гг. на месте старого городского театра от1788 г. Театр является образцом мастерства венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германна Гельмера, которые прославились по всей Европе как архитекторы театров. Архитекторы Феллнер и Гельмер построили целый ряд других карловарских зданий и определили таким образом архитектурный характер курортного города в стиле историзма и модерн. Зрительный зал театра имеет богатую отделку орнаментикой в стиле рококо. Виртуозно выполненные лепные украшения дополняет декоративная живопись в стиле модерн венских художников Густава Климта и Франца Матша.

Здесь, как и в случае с Замковой башней и Замковой колоннадой, мы желаем гостям и жителям города скорого окончания реконструкции театра.

Прежде чем пройти к гранд-отелю “Пупп” разрешите нам, уважаемые гости, обратить ваше внимание на холм возвышающийся высоко над домами Старого Луга, которые находятся напротив – за рекой Тепла. Вершина крутого холма, называемая вершиной Петра, отличается наличием обозревательной площадки и деревянного креста с именем русского царя Петра Великого. Царь Петр Первый в1712 г. смело поднялся на вершину на неоседланной лошади и вырезал на кресте свои инициалы. На склоне под вершиной расположен Глориет Мейера – деревянный павильон построенный в1804 г. уроженцем Карловых Вар богатым венским торговцем Мейером. Из павильона открывается чудесный вид на город. В направлении к Вржидлу в лесу видна крупная гранитная скала, на вершине которой находится статуя серны. Оригинальная статуя была выполнена из цинка берлинским скульптором Августом Киссом в1851 г. В1984 г. статуя была уничтожена вандалами, ее точную копию из бронзы создал в1986 г. карловарский скульптор Ян Котек.

От сберкассы перейдем на противоположный берег реки Тепла и пойдём против ее течения по Старому Лугу к гранд-отелю “Пупп”.

Обратите особое внимание на дом “Атлантик”, находящийся сразу за мостом. Несмотря на многочисленные изменения архитектурных стилей и вкусов, дом до наших дней сохранил свою исключительную прелесть. Здание было построено в 1913 по проекту карловарского архитектора Байера. Причудливый фасад декорирован пластикой в стиле модерн из керамики покрытой глазурью.

ПРИМЕЧАНИЕ: У дома “Атлантик” посетители Карловых Вар могут продолжить свой путь по прогулочному маршруту № 2.

Шаг за шагом проходим между гостиницами “Атлантик” и гранд-отелем “Пупп по так называемому Старому Лугу, самой популярной променаде города. Название Старый Луг употребляется уже 250 лет. Первоначально здесь действительно находился луг, строить начали только около1690 г. Каждый из домов – настоящая легенда о давно минувших временах. К сожалению в1987 г. были разрушены два самых старинных (1760-1780 гг.) дома Старого Луга – дом “Штраус” и “Золотая корона”. В1823 г. в доме “Штраус” побывал в последний раз Гете. Поэт останавливался также и в соседних домах “Белый заяц” в 1785 году и “Моцарт” в 1786, о чем напоминают мемориальные доски. На месте домов “Штраус” и “Золотая корона” был построен новый дом с оригинальным фасадом и мемориальной доской И. В. Гете. Недалеко от дома “Штраус” обратите внимание на статуэтку золотого слона, которая находится над дверью кафе “Элефант”. В 1848 году здесь состоялась встреча Франтишека Палацкого, Карла Гавличека Боровского и других активистов революционного 1848 года. “Элефант” представляет собой лучшие традиции карловарских кафе, которые содействуют созданию курортной атмосферы.

Обратите также внимание на созданный в 1913 году по проекту профессора Пручера курортный дом “Ессениус” (бывший дом “Эспланаде”).

Дом “Красна краловна” (Красивая королева) с одноименным рестораном построил в половине 18 века портной Краус – придворный портной Марии Терезии. В ее честь он назвал дом “Красна краловна”. Дом скоро ждет общая реконструкция.

В доме № 334 была открыта в 1788 году первая типография братьев Фраников. Фирма Франик существовала в Карловых Варах до 1945 года. На противоположном берегу реки Тепла, на так называемом Новом Лугу, находится современная гостиница “Дворжак” построенная в 1990 году акционерным обществом Балнекс при участии Австрии. Гостиница построена на месте четырех старых домов находившихся на Новом Лугу. Ее название “Дворжак” напоминает о чешском композиторе, который часто приезжал в Карловы Вары. Гостиница предлагает своим гостям максимальный комфорт – включительно бассейна с теплой водой и комплексного балнеологического оборудования.

В направлении к гостинице “Пупп” можно посетить на Новом Лугу винный ресторан “Эмбасси” со старинными традициями. Его интерьер состоит из четырех помещений, причем каждое отличается своим имиджем и атмосферой. В интерьере винного ресторана сохранилась оригинальная архитектура с 1938 года. В 17 и 18 веках здесь находились конюшня и место для телег курортных гостей.

Рядом с гостиницей “Эмбасси” находится экспозиция Карловарского музея, который предлагает посетителям познакомиться с природой и историей Карловых Вар и окрестностей. Очень интересны в музее его коллекции олова, фарфора и стекла – традиционной продукции карловарских промыслов и мануфактур. Музей находится здесь с 1853 – раньше здание принадлежало Уездному управлению.

Мы пришли на самый конец Старого Луга. Справа видна высокая гранитная скала, на вершине которой установлен в 1795 году большой деревянный крест с картиной Христа на жести. Крест приказал установить глава консистории Кеглевич из Грана. Поэт Гете рисовал этот крест во время пребывания на курорте в Карловых Варах. Около 1975 года крест таинственно исчез и только в 1990 году группа карловарских художников восстановила его в первоначальном виде.

Теперь мы находимся около излучины реки Тепла перед самым старым карловарским отелем – гранд-отель Пупп. В начале 18 века здесь находились два общественных зала – Саксонский и Чешский. В 1760 году в город приехал кондитер графа Хотека Иоганн Георг Пупп. Здесь он выгодно женился, постепенно купил оба дома и соединил их в одно целое. Его замысел продолжили и его потомки – в течение одного столетия был создан большой гостиничный комплекс “Пупп”. Сегодняшний вид гранд отеля – результат длительных строительных работ с начала 20-го века. Около 1900 года здесь работали известные архитекторы.

Гельмер и Феллнер в 1904-1905 гг. построили прекрасный Торжественный зал, в котором великолепным образом сочетаются два стиля — историзм и модерн. В настоящее время в гостинице осуществляется крупная внутренняя перестройка, целью которой является преобразование отеля “Пупп” на первоклассный отель мирового уровня. В 1991 году в отеле было открыто казино.

Прежде чем дойти до гранд-отеля “Пупп” можно войти в узкую Марианскую улочку, в конце которой находится остановка фуникулера. Отсюда можно подняться на вершину Дружбы с наблюдательной вышкой и кафе “Диана”. Фуникулер работает с 1912 года, преодолевая за одну поездку высоту167 метрови дистанцию453 метра.

Отсюда открывается интересный вид на курортный город и далекие окрестности. Остановка фуникулера может служить исходным пунктом при осуществлении экскурсий на вершину Петра, к Глориету Мейера и на Олений прыжок со статуей серны.

По набережной реки Тепла, минуя “Парк-отель”- составную часть гранд-отеля “Пупп”, можно пройти на противоположный берег реки к зданию Санатория I, который называют также Императорским. Этот самый пышный курортный дом в Карловых Варах был построен в 1895 году в модном тогда стиле, требовавшем изобилия декорации, в которой строители соединили элементы историзма и модерн. Над входом можно увидеть имена выдающихся карловарских врачей, в частности доктора Давида Бехера, который проживал в городе в 1725-1792 гг. Ступенчатый главный фасад производит монументальное впечатление благодаря двум аллегорическим скульптурам Древней силы и Лечебной силы, автором которых является хебский скульптор Карел Вильферт. Здание напоминает театр, т. к. его архитекторами были Гельмер и Феллнер. В здании находятся курортные ванны и т. н. Императорская роскошная ванная комната предназначенная раньше только для императора Франтишека Йозефа I. На втором этаже находится торжественный зал – Зал Зандера. В 1994 году началась реконструкция здания.

В парке перед зданием установлен памятник Карлу IV, работа пражского скульптора Отакара Швеца. Из трех статуй императора, которые находятся в Карловых Варах, последняя установлена в 1956 году.

Вернемся обратно на противоположный берег реки Тепла. Минуя лес, пройдем по тропинке им. Гете к Галерее искусств и к Почтовому двору. За рекой, рядом со зданием Санатория I, обратите внимание на евангелическую церковь с 1854-1856 гг. Церковь была построена по проекту архитектора Цайсига. В настоящее время скромная церковь служит Чехословацкой церкви гуситской.

На правой стороне можно увидеть почетные мемориальные и благодарственные доски – выражение благодарности курортных гостей за выздоровление или облегчение болезни. Надписи являются особенностью Карловых Вар, аналогией брошенных костылей в французских Лурдах. Надписи находятся на обеих сторонах реки между Санаторием I и Галереей искусств. Эта часть долины уже 200 лет называется Нивы Доротеи по княгине Доротке Курляндской, которая посещала эту романтическую долину во время своего пребывания в Карловых Варах. Граф Клам-Галлас, ее поклонник. приказал построить здесь т. н. Дорогим темпль. Сооружение относится к1791 г. выполнено в стиле ампир и служит для отдыха.

Остановимся теперь перед памятником немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гете. Бюст из белого мрамора был создан в1883 г. скульптором Адольфом Донндорфом. Сильные чувства Гете к Карловым Варам являются темой нескольких десятков специальных и беллетристических произведений. Свое отношение к городу Гете выразил словами: “Веймар, Карловы Вары и Рим – единственные города, где мне хотелось бы жить”. Гете любил Карловы Вары и написал здесь много своих произведений.

Примерно150 метровза памятником Гете находится Галерея искусств. Здание было построено в 1912 году архитектором профессором Зайцом. Первоначально этот объект был построен для промышленной палаты в Хебе как помещение для выставки товарных образцов. Галерея искусств находится здесь с 1953 года и знакомит посетителей с современным чешским искусством 20 века. За рекой напротив Галереи искусств находится “Храм Доротеи” (Доротин темпль) и относительно строгое здание Санатория VI – самое молодое из шести карловарских курортных объектов.

Здание было построено в 1927 году по проекту карловарского архитектора Рудольфа Вельса. По проводимым здесь процедурам раньше здание называли Газовым курортом.

Продолжим путь к цели нашей прогулки -Почтовому двору. Строгий протяженный фасад Галереи искусств приведет нас до каменного памятника Фридриху Шиллеру от 1909 года. Рельефной портрет в камне создал карловарский скульптор Макс Гиллер по проекту Фридриха Оманна. Шиллер посетил Карловы Вары только один раз в 1791 году. Говорят, что он с удовольствием ездил на осле по карловарским лесам.

На противоположной стороне дороги установлен памятник польскому поэту Адаму Мицкиевичу, который также посещал город. Бронзовый бюст создал карловарский живописец и скульптор. Бржетислав Вернер в 1947 году. В прекрасном парке, за бюстом поэта, стоит похожий на замок санаторий “Ричмонд”. В тридцатые годы 19 века на его месте находилось кафе “Шенбрунн”. Здание несколько раз перестраивалось и в 1925-1927 гг. приобрело свой нынешний вид. “Ричмонд” укрыт в просторном парке с многочисленными интересными пластиками. Например здесь установлена статуя оленя – работа половины 19 века, автором которой, по некоторым сведениям, является уже упоминаемый Август Кисе.

В парке перед “Ричмондом”, в направлении к Почтовому двору, установлен великолепный памятник музыкальному гению Людвигу ван Бетховену. Композитор посетил Карловы Вары в 1812 году. Выразительную фигуру выдающегося композитора создал карловарский скульптор Хуго Угер.

Направо от нашей дороги к Почтовому двору с1949 г. установлен памятник Бедржиху Сметане – труд скульптора Йосефа Вагнера. Бедржих Сметана в Карловых Варах никогда не был, его памятник подтверждает тесную связь курортного города с чешской музыкальной традицией.